Как научить ребенка сочинять загадки?

Каталог
Сочинять – для малышей обычное дело. Как отмечал К.И. Чуковский, придумывание для детей – это та же игра, причем сочиняют они, как правило, во время бега, прыжков, топанья ногами, хлопков в ладоши, – в общем, всего того, что взрослые называют баловством.

Такие стихотворные эксперименты еще спонтанны, неосознанны. Ребенок говорит то, что придет ему в голову, а склонность к рифме и ритму характерна для абсолютного большинства детей. Примерно к пяти годам способность к спонтанному сочинительству утрачивается, но с этого времени можно и нужно учить малыша осознанному придумыванию, в частности, составлению загадок. Так он быстрее освоит язык и научится творчески мыслить.
Желание сочинять загадки появляется, когда ребенок уже знаком с данным жанром народно-поэтического творчества и умеет отгадывать их.
Загадки, придуманные детьми, в подавляющем большинстве случаев не имеют художественной ценности. Гораздо важнее сам процесс их составления, когда у малыша задействуются память, мышление, воображение. Он учится определять признаки объектов, сравнивать, анализировать и формулировать свои мысли в речи.
Сочинение загадки происходит в сотворчестве со взрослым. Самый простой способ – перечисление признаков и действий предмета или живого существа. Взять, к примеру, кошку. Она пушистая, усатая, с длинным хвостом, мурлычет, ловит мышей, пьет молоко. Если не указывать, о ком идет речь, то это уже загадка.
Вариант посложнее – когда признаки не просто выделяются, но и сопоставляются. Например, сочиняется загадка о резиновом мяче. А что еще бывает из такого материала? Допустим, перчатки. Мяч имеет круглую форму. А что бывает такого вида? К примеру, солнце. Мяч прыгает. А кто (что) еще передвигается подобным образом? Скажем, лягушка. Вот и получилась загадка: «Резиновый как перчатки, круглый как солнце, прыгает как лягушка». Вместо «как» можно говорить «но не».
В следующем варианте сравниваются части объектов. Например, зубцы у расчески напоминают зубы акулы, гребень у петуха похож на корону, лапы у утки или гуся ассоциируются с ластами и т. д. Чем больше замечается сходств, тем проще и быстрее составляется загадка. В частности, о петухе можно сказать так: «С короной, но не царь, с крыльями, но не самолет, со шпорами, но не гусар».

 

 
Наиболее сложные для составления – загадки метафорического плана. В основе – то же сравнение, но один объект называется вместо другого. Например, солнечный зайчик похож на блинчик: круглый, желтый. Но в отличие от последнего он «прыгает» по стене. Вот и загадка: «Круглый желтый блинчик прыгает по стене».
Во время процесса сочинения важно не одергивать, не критиковать малыша и не смеяться над ним. Если высказанные ребенком идеи кажутся неудачными, то лучше поискать другие варианты сравнений. В любом случае маленький составитель загадок заслуживает похвалы. Причем нахваливать следует не столько результат его творчества, сколько самого ребенка за проявленное мастерство и усердие.
Вначале сложить загадку помогает взрослый, а затем инициатива переходит к малышу. Задача первого теперь – записать придумки маленького автора. Для этой цели даже можно завести тетрадь или альбом. Отгадку нарисует ребенок. Также будут уместны аппликация или коллаж. 
Составленные загадки загадывают папе, бабушке, дедушке, другим близким взрослым, сверстникам в детском саду. Если никто не справился с ее отгадыванием, то маленький автор чрезвычайно гордится собой.

Сочинение произведений данного жанра народно-поэтического творчества будет успешным, если сравниваются разноплановые предметы или живые существа, имеющие большое количество признаков, качеств и свойств. Также важно решить, насколько реальны сравнения тех или иных объектов.

 
21.07.2016
К списку статей
© 2017 «Интернет-магазин игрушек Chs-Toys.ru»
Все права защищены Рейтинг@Mail.ru
Наверх